КАК ПЕРЕСТАТЬ БЕСПОКОИТЬСЯ

В наше стремительное время наука и техника развивается семимильными шагами, но на современного человека сваливается больше информации, стрессов. Неудивительно, что количество населения в городах с внутреннем беспокойстве выросло до 60% . Давайте разбираться, как повысить свою стрессоустойчивость и психическую силу. Познавая мир вокруг себя, следует однако и глубже осознать свою человеческую сущность и осознать источник своих страхов и беспокойств.

Эта статья составлена по книгам современных ведических психологов и мудрецов. Источники:  А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада  Жизнь происходит из Жизни Наука самоосознания СОВЕРШЕННЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕННЫЕ ОТВЕТЫ  Духовный учитель книги «Кто вы?» и « Открытие своего истинного «я»» Сайт www.haribol.ru

О  ВАШЕЙ СУЩНОСТИ.

Что есть ваша сущность? Материя? Просто совокупность материальных атомов и молекул? Или нечто иное?

«Кто я?» Возможно, вы даже никогда не задавали себе этот вопрос, полагая, что уже знаете ответ. Но скорее всего вы, к сожалению, ничего не знаете о том, кто вы. А если вы не знаете, кто вы на самом деле, плохи ваши дела. Вам приходится жить как во сне, ошибочно считая себя чем-то или кем-то, кем вы не являетесь. Исходя из этого неверного отождествления вы ставите перед собой жизненные цели и определяете смысл своего существования. Эти цели служат для вас мерилом вашего «прогресса» и «успеха» в жизни. А сложная сеть взаимоотношений с другими «дремлющими» поддерживает вас в этом заблуждении и способствует ему. И конечно, во время смерти (а иногда и раньше) всё превращается в кошмар.

Поэтому знать, кто вы на самом деле, очень важно с практической точки зрения. Вопрос «Кто я?» — это не шарик, которым псевдоинтеллектуалы играют в «философский пинг-понг» за чашечкой кофе. Это жизненно важный вопрос. Нет ничего важнее и уместнее, чем знать, кто вы есть. Древнее знание Вед поможет вам найти ответ на этот вопрос.

Вы — не тело

Большинство людей отождествляют себя со своим телом. Каждый раз, подходя к зеркалу, мы нисколько не сомневаемся, что видим в нём именно себя. Поэтому мы часто бываем расстроены, думая: «Я толстая и некрасивая», «У меня появились новые морщины» и т.д. Отождествление с телом настолько сильно, что мы постоянно говорим и думаем: «Мне тридцать лет», «Мой рост 170 см», «Я вешу 70 кг». Если наше тело русское, мы думаем: «Я русский», если оно, скажем, якутское, мы думаем: «Я якут», если мужское — «Я мужчина», если женское, детское, старое — «Яженщина», «Я ребёнок», «Я старик»… Но на самом деле ваше тело — это вовсе не вы.

Осознать, что вы — не тело, можно разными способами. Самый быстрый и лёгкий из них — просто принять это как Истину. Бог и Его истинные представители говорят нам об этом через священные писания и ученическую преемственность. Господь говорит, что материальное тело — просто временная собственность вас самих, вашего «я»:

 Живое существо неразрушимо, неизмеримо и вечно, а тело, в котором оно воплощается, обречено на смерть…Бхагавад-гита, 2.18

То же самое утверждается в Новом Завете: 

Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа… то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.2 Коринфянам, 5.6, 8

Если вы можете быть вне тела, но, тем не менее, всё же существовать где-то в другом месте, то, очевидно, вы — не тело.

В Новом Завете также говорится, что вы можете войти в царство Бога, но ваше материальное тело — не может: 

Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия… 1 Коринфянам, 15.50

Очевидно, если вы можете войти в царство Бога, а ваше физическое тело не может, это означает, что вы — не физическое тело, не плоть и кровь.

В бессчётном числе мест в священных писаниях сказано, прямо или косвенно, что вы не тело. Таким образом, если вы безоговорочно верите в Бога и Его слово, вам очень легко осознать, что вы не тело.

Следующий способ — это своего рода медитация, которая может помочь вам осознать, что тело и отдельные его части принадлежат вам, а не являются вами. Медитацию можно назвать так: «Поиск себя в теле». На самом деле, начинать нужно с понимания того, что я нахожусь внутри тела, а не вне его. Но это настолько очевидно, что не требует отдельного рассмотрения.

Итак, начнём поиск. Подумайте о каждой части своего тела, одна за другой, задавая себе вопрос: «Это — я?» Например, подумайте о кисти левой руки и спросите себя: «Кисть левой руки — это я?» Потом задайте себе тот же вопрос о кисти правой руки, левой стопе, правой стопе, затем обо всей левой руке и правой руке. Подумайте обо всех остальных частях своего тела: носе, ушах, зубах, губах, волосах, крови, коже, мышцах, половых органах, желудке, печени, сердце, почках и т.д. Если хотите, можете даже представить себе, что определённая часть отделена от остального тела. Например, вы можете представить себе, что у вас нет левой ноги, и спросить себя: «Моей левой ноги нет… а меня?» Очевидно, что если вашей левой ноги нет, вы не перестали существовать. Если проделать это умственное упражнение должным образом, оно может помочь вам осознать, что ваше тело — не вы.

На самом деле, многие органы можно заменить донорскими или искусственными, а я по-прежнему буду существовать. Какую бы часть тела мы ни взяли, включая мозг, какую бы клетку или молекулу нашего тела мы ни рассмотрели, все они являются деталями невероятно сложного механизма, который называется «наше тело». А детали механизмов, как известно, подлежат замене. И если некоторые части тела люди ещё не научились заменять, то тем и хорош мысленный эксперимент. Он помогает понять, что в принципе все эти детали можно заменить, а я при этом останусь собой. Я не являюсь телом или какой-то его частью. Я нахожусь внутри тела, но я — не тело.

Те, кто лишился конечностей, например, на войне, непосредственно пережили ту медитацию, о которой мы только что говорили. Из бесед с этими людьми можно вынести чёткое впечатление, что они по-прежнему ощущают себя полными, целыми личностями. Некоторые лишаются обеих рук и обеих ног, но, тем не менее, не считают, что стали «полуличностями». Тот, кто лишился конечностей, по-прежнему ощущает себя тем же человеком. Вот почему такой человек очень расстраивается, когда старые друзья относятся к нему по-другому. Он чувствует: «Я — по-прежнему я, но я лишился ног». Осталось то же самое существо, та же личность, но часть его тела отсутствует. Части тела — не личность, а собственность личности.

Ещё один способ понять, что я не тело, — это анализ данных, полученных современной наукой. На самом деле, замена всех частей нашего тела происходит сама собой без нашего участия. Клетки тела постоянно заменяются новыми, а старые и мёртвые выводятся из него в виде отходов. Но на уровне молекул — мельчайших частичек вещества, из которых состоят клетки, — замена происходит ещё быстрее. Молекулы сложных химических веществ (белков, нуклеиновых кислот и т.п.) постоянно разрушаются и выводятся из организма, а их место занимают новые молекулы, материалом для которых служит пища, вода и воздух, поступающие в наше тело извне. Весь этот сложный процесс называется «обмен веществ».

Специалисты в этой области пришли к выводу, что полное, стопроцентное обновление атомов, составляющих наше тело, происходит максимум за пять лет. Другими словами, пять лет назад в вашем теле не было ни одного атома из тех, которые есть в вашем теле сегодня.

Многие люди считают, что личность — это мозг или определённая часть мозга. Может быть, и вы относитесь к их числу. В таком случае, вы придёте в изумление, услышав следующее:  Д-р Пол Эберсолд из Окриджского центра атомных исследований сообщает, что, прослеживая с помощью радиоизотопов многочисленные химические соединения, непрерывно поступающие в тело и покидающие его, он пришёл к выводу, что около 98% всех 1028 атомов, из которых, в среднем, состоит тело человека, ежегодно заменяются. Кости, по его утверждению, довольно динамичны. Их кристаллы постоянно растворяются и формируются вновь. Желудочная стенка заменяется каждые пять дней, кожа изнашивается и полностью обновляется в течение приблизительно месяца, и каждые шесть недель наша печень становится совершенно новой. Что касается того, сколько времени потребует замена всех до последнего нейронов, самого плотного коллагенового сухожилия и самого неподатливого атома железа в гемоглобине (в этих структурах обменные процессы протекают с наибольшим «скрипом»), то для этого, возможно, понадобятся годы. Но, в любом случае, есть предел этому «упрямству» немногих остающихся, и… Дональд Хэтч Эндрюс, профессор химии в университете Джона Хопкинса, по-видимому, долгое время изучавший этот вопрос, определил его приблизительно в пять лет, после которых, вероятно, можно считать физическое тело полностью новым, до последнего атома

Недавние исследования обмена молекул в нервных клетках [мозга] показали, что, хотя сами клетки и сохраняют свою индивидуальность, в течение жизни их макромолекулярный состав обновляется около десяти тысяч раз Листая семейный альбом, вы можете увидеть разницу между телом, которое постоянно меняется, и неизменным самим собой. Взгляните на фотографию «себя» (своего тела), когда ему было год или пять лет. Затем спросите себя: «Где сейчас это тело?» Посмотрите на своё детское, а затем подростковое тело и задайте себе тот же вопрос. Где все эти тела, сфотографированные много лет назад? Сегодня в вашем теле нет ни одного атома из тех тел, которые были сфотографированы. Глаза, которые вы видите на фотографии, — это не те глаза, которыми вы смотрите. Они состоят из совершенно других материальных частиц. Тела, которые вы видите на этих фотографиях, давно разделились на составные части и смешались с общей массой материальных элементов, а их компоненты вошли в состав других тел: насекомых, растений, птиц, животных, людей и т.д.Другими словами, вещество, из которого состоят клетки мозга, полностью обновляется каждые три дня. Ваш мозг — та масса вещества, которая находится сегодня в вашей черепной коробке, — это уже совсем другой мозг, чем тот, который был там на прошлой неделе.

Те частицы, из которых состоит ваше нынешнее тело, конечно, тоже не «новые»; они использовались раньше. Ваше тело сделано из вторсырья. Вещество, которое, предположительно, является вами, уже было частью самых разных тел. Такой взгляд на ситуацию показывает абсурдность заключения учёных-материалистов* о том, что вы — «совокупность атомов и молекул», обозначенная вашим именем. Если тело — это «я», если вы являетесь совокупностью молекул и атомов, то рассеяние этих частиц должно положить конец данной «совокупности». Того набора атомов и молекул, который имел определённое совокупное название (ваше имя), больше не существует. Если вы тело, то с распадом тела должны прекратить своё существование и вы. Но этого не происходит.

Материальное тело иногда сравнивают с одеждой, которую носит душа. Когда-то у вас было младенческое тело, затем вы сняли младенческое тело и надели детское тело, потом вы носили подростковое тело, а после этого вы надели юношеское тело. Во всех случаях это были вы, одна и та же душа, одетая в эти разные тела.

Вы, ваше «я», представляете собой постоянный фактор в море физических (телесных) изменений. Вы присутствовали на протяжении всей этой смены тел. Когда телу было двенадцать лет, вы ошибочно полагали: «Мне двенадцать лет». Когда телу было двадцать лет, вы, то же самое «я», ошибочно считали: «Мне двадцать лет». Но «я» — одно и то же. Сначала вы, истинное «я», отождествляли себя с одним объектом (двенадцатилетним телом). Позже вы ошибочно отождествили себя с совершенно другим объектом (двадцатилетним телом). Таким образом, вы, ваше «я» — неизменно. Меняется тело, а вы всякий раз отождествляете себя с этими разными телами.

Чувственные опыты не удовлетворяют

Я рос в богатой семье, поэтому у меня всегда было всё, что я хотел, — шикарные машины, стереосистемы, прекрасная одежда, девушки… но я никогда не был по-настоящему счастлив. Поэтому я увлёкся наркотиками. Из рассказа американского наркомана

Большинство людей используют тело как машину для получения удовольствий. Зачем ещё поддерживать жизнь в этом теле, если не ради плотских наслаждений? Например, зачем большинству из нас нужен язык? Чтобы наслаждаться вкусом пищи. Половые органы — для приятных сексуальных ощущений, высшее из которых — оргазм. С помощью глаз, ушей, носа мы тоже хотим видеть, слышать, обонять приятное. Богаты мы или бедны, образованны или неграмотны, цивилизованны или нет — как правило, мы стараемся удовлетворять требования чувств. И причина этому — ошибочное отождествление себя с телом.

Если вы считаете, что вы тело, вы будете пытаться достичь удовлетворения, угождая телу. Вы будете думать: «Я — тело, и хочу быть счастливым, удовлетворённым». Поэтому вы постараетесь удовлетворить желудок, язык, гениталии, уши, глаза, нос и т.д., думая, что это принесёт вам то внутреннее удовлетворение и счастье, которого вы жаждете.

Но телесные удовольствия не приносят продолжительное удовлетворение. Сколько ни угождай чувствам, всё равно никогда не испытаешь внутреннего удовлетворения.

Это вовсе не значит, что чувственные удовольствия — это плохо, и вместо них нужно стремиться к телесным страданиям. Механическая замена «плюса» на «минус» не приведёт ни к чему хорошему. Мы просто хотим обратить внимание на тот факт, что телесные удовольствия не делают нас счастливыми, и поэтому глупо считать их целью жизни.

Часто люди так усердно стараются найти счастье в объектах чувств, что могут даже пытаться наслаждаться с помощью нескольких или всех органов чувств сразу. Например, кто-то может смотреть телевизор и одновременно с этим слушать радиоприёмник, жевать картофельные чипсы, потягивать пиво и курить сигарету, а во время рекламных пауз ещё и листать журнал. Мы стараемся наполнить себя всевозможными ощущениями, но по-прежнему не удовлетворены; нам всё равно чего-то не хватает.

Вы можете съесть столько, что у вас заболит желудок, но вам всё равно хочется ещё. Хотя желудок набит так, что это причиняет физическую боль, вы (ваше «я») — не наполнены, вы по-прежнему хотите поглощать. Тот факт, что тело может быть наполнено, удовлетворено, а вы при этом — ощущать пустоту, свидетельствует о том, что вы — не тело.  

Вы — не ум

В семидесятых годах прошлого века китайский научный журнал «Природа» сообщал о двух сёстрах, которые могли распознавать написанные на бумаге иероглифы, просто засунув бумагу себе под мышку. Более того, если одна сестра «прочитала» иероглиф под мышкой, другой, чтобы узнать, что написано на бумаге, достаточно было лишь коснуться сестры. Девочки сказали исследователям, что форма и цвет этих объектов просто появляются у них в уме. Таким образом, когда сёстры говорили, что «видят» иероглиф, это означало, что они видели его не глазами, а на «экране» своего ума. Это означает, что, в действительности, всё восприятие происходит в уме.

Ум не тождествен мозгу и не является производным от него. На самом деле, ум — тонкое материальное тело. Как и грубое физическое тело, ум подобен одежде, покрывающей вас, душу. Разница в том, что грубое физическое тело подобно верхней одежде, а ум — нижней.

Чувства являются просто каналами, по которым информация из внешнего мира поступает в ум и запечатлевается в нём. И уже потом эту информацию, появившуюся в уме, воспринимает (видит) ваше «я».

Таким образом, чувственный опыт определяет содержимое вашего ума, а вы — тот, кто наблюдает это содержимое, как человек в кинотеатре смотрит фильм. Вы, ваше «я», находитесь в «кинозале» тела и смотрите фильм, который появляется в вашем уме. Ваши глаза, уши и другие органы восприятия подобны камерам, записывающим устройствам и т.д. Ваш ум — нечто вроде плёнки, на которую записана информация. А вы, ваше «я», — словно кинозритель, воспринимающий всю эту информацию (формы, цвета, звуки, ощущения и т.д.).

Вы вечны

 Если вы ошибочно отождествляете себя с телом, вы придёте к выводу, что с разрушением тела ваша жизнь закончится. Но если вы знаете, что вы — вечное «я» внутри тела, вы также будете знать, что ваше существование не прекратится со смертью этого тела.

В Древней Греции мудрец Сократ был приговорён к смерти за распространение «странного учения». Незадолго до того как Сократ выпил ядовитый отвар, который должен был разрушить его тело, один из его учеников спросил, как бы он хотел, чтобы его похоронили. «Мы будем стараться поступать так, как ты заповедал нам, — сказал Критон. — Но как нам тебя похоронить?»
«Как хотите, — ответил Сократ. — Конечно, если сможете меня поймать и не дать уйти от вас». Затем, тихо рассмеявшись и посмотрев в нашу сторону, он добавил: «Знаете, я не в состоянии убедить Критона в том, что я — это присутствующий здесь Сократ, личность, говорящая сейчас с вами и задающая темы нашего разговора. Он воображает, что я — мёртвое тело, которое он в скором времени увидит, и поэтому он спрашивает, как ему меня похоронить»

Поскольку Сократ полностью сознавал, что он не тело, а искра жизни, лишь временно пребывающая в теле, его нисколько не интересовало, что будет с его телом после того, как он его покинет. Это мудрость. Просветлённый человек смотрит на тело как на одежду, которую он временно носит, которой временно пользуется. Просветлённая личность полностью сознает, что она — вечная частица жизни, нерождённая и неумирающая. Замечательное по своей точности и красоте описание личности можно найти в Бхагавад-гите.

У вашего тела есть начало и конец; ваше тело родилось и умрёт. Но вы, искра жизни внутри этого тела, — вечны. У вас нет начала, и у вас не будет конца. Материальное тело исчезнет, но вы никогда не перестанете существовать.

Победа над смертью

«Почему я? Ведь мне всего двадцать пять лет! У меня ещё вся жизнь впереди!» Такова была реакция женщины, которой сообщили, что она больна лейкемией, и поэтому жить ей осталось всего один год.

Почему известие о том, что ей скоро предстоит умереть, стало для этой женщины таким ударом? Ответ очевиден: она хотела существовать, и при этом считала, что скоро ей придётся уйти в небытие. Ошибочно отождествляя себя со своим телом, она думала, что её существование началось двадцать пять лет назад и прекратится по прошествии года. Поскольку большинство тел функционируют по крайней мере шестьдесят — семьдесят лет, она считала, что у неё украли сорок или пятьдесят лет жизни.

Но если бы эта женщина знала истину, а именно, что её существование не зависит от существования её тела и что она ещё просуществует не только пятьдесят лет, но целую вечность, то она бы не испытывала такого страха и гнева. Осознание того, что «я вечен, я не умру, когда умрёт моё тело», воистину приносит освобождение.

В этом мире нет ничего более неизбежного, чем смерть, и ничто не приносит столько страданий, сколько она. Страдает как умирающий, так и те, кто привязан к умирающему. Однако всё это ничем не оправданные страдания — следствие невежества.

Наши тела умирают, причём с момента рождения. По мере того как тело растёт, мы постепенно начинаем осознавать неизбежность смерти, но всячески стараемся выбросить эту мысль из головы. Мы ведём себя так, словно будем пребывать в этом мире, в этом теле, вечно. Мы усердно и добросовестно строим свои маленькие царства; затем, с вступлением в зрелый возраст, большинство из нас переживают некий кризис, осознавая, что пора юности навсегда ушла, что время бежит, и бежит быстро. Мы всё сильнее и сильнее ощущаем бренность своего существования, но изо всех сил стараемся забыть о ней. Мы продолжаем жить здесь так, как будто это сможет длиться вечно. Мы хотим существовать.

Другими словами, когда наше ошибочное отождествление себя с телом, а также знание о том, что тело, в конечном счёте, прекратит существование, соединяются с нашим желанием существовать, это заставляет нас пытаться выбросить из головы мысль о неизбежном конце нашего тела. Для того, кто ошибочно отождествляет себя с телом, помнить, что тело однажды перестанет существовать, равносильно мысли о том, что он сам однажды перестанет существовать. Подобного рода мысли порождают сильное беспокойство, гнев и недоумение: «Зачем всё так устроено?»

Поэтому мы стараемся прогнать мысли о смерти. Мы хотим считать, что только другие люди умирают — только с другими происходят несчастные случаи, только они заболевают раком, и т.д. Мы пытаемся жить счастливой жизнью, без тревог, но где-то в подсознании у нас всегда присутствует страх смерти. Поэтому мы постоянно чувствуем беспокойство, обычно даже не сознавая его причины.

Это беспокойство может выходить на поверхность, когда вы отправляетесь на приём к врачу, чтобы выяснить у него, чем вы больны. Пока врач ещё не сообщил вам результаты обследования, вы переживаете: насколько серьёзно ваше заболевание? И вы никогда полностью не готовы к тому, чтобы услышать: «Я вынужден сказать вам правду. Вам недолго осталось жить».

Если бы вам сообщили, что у вас смертельная болезнь, вы, вероятно, воскликнули бы: «Что? У меня? Я умру? Нет, это неправда!» Но что в этом удивительного? Почему сообщение врача о вашей предстоящей смерти — такая неожиданность? Разве вы не знаете, что все умрут? Знаете — но вы вытеснили это знание из своего ума.

Нежелание оставлять тело

Если вы невежественны, вы будете цепляться за своё тело. Вы ни в коем случае не захотите расстаться с ним. Даже если тело полностью разрушено раком или какой-то другой болезнью, вы всё равно будете цепляться за него, как если бы оно было самой большой ценностью.

Прямо сейчас миллионы людей в больницах по всему миру пытаются цепляться за свои смертельно больные тела — ухватиться за обманчивую соломинку обнадёживающих слов врачей, которые сами не в состоянии понять или принять факт разрушения тела.

Не так давно у одной моей знакомой, телу которой было всего двадцать восемь лет, обнаружили одну из самых серьёзных форм лейкемии. Врачи сказали, что ей осталось жить шесть недель, если она не пройдёт химиотерапию. А если она пройдёт это лечение, то, вероятно, сможет прожить ещё год-два. Желая цепляться за тело до последнего, она согласилась на курс химиотерапии. Однако это лечение разрушило способность её организма противостоять инфекциям, и всего через две недели пребывания в больнице она «умерла». Даже на протяжении последних шестнадцати часов её жизни, когда температура её тела была очень высока, а пульс очень слаб (и становился всё слабее), врачи продолжали убеждать её цепляться за тело. Вот последние слова, которые она услышала от врача: «Не волнуйся, ты у нас скоро опять будешь здоровой и весёлой».

Даже если мы и захотим удержаться в теле, нам всё равно не достичь успеха. Пытались ли вы когда-нибудь остановиться во время спуска с очень крутой и скользкой ледяной горки? За её поверхность практически невозможно удержаться. Попытки цепляться за тело гораздо более тщетны. Стоит вам покатиться с горы по направлению к смерти (а это движение начинается в момент зачатия), и вам уже не удастся её избежать. Учёные знают об этом. Максимум, на что они могут рассчитывать, это незначительное увеличение времени спуска. Они называют это «увеличением продолжительности жизни».

Вся эта индустрия, связанная с «увеличением продолжительности жизни», а также движение, основанное на идее «позитивного мышления», приобрели такие масштабы в силу того, что многие из нас очень хотят остаться в своих телах навечно. А причина, по которой мы так неистово цепляемся за свои тела, состоит в следующем: мы хотим существовать, и по глупости считаем, что не можем существовать без наших тел.

Живя в этом теле, мы привязываемся к людям и вещам. В момент смерти мы очень страдаем от того, что прерывается связь со всем и всеми, кого мы любим. Прекращение существования означает и прекращение всех взаимоотношений: ведь взаимоотношения могут существовать только в том случае, если существуют объекты этих взаимоотношений. Поэтому на смертном одре мы очень сильно скорбим о том, что все наши взаимоотношения должны будут скоро прерваться.

Но наши страдания не ограничиваются беспокойствами, преследующими нас в течение жизни, и скорбью, посещающей нас на смертном одре. Они продолжаются даже после того, как мы уже признаны «мёртвыми». Нас выбрасывают из тела подобно тому, как жестокий хозяин выбрасывает незадачливого постояльца из занимаемой им квартиры. Это приводит нас в сильное замешательство, пугает и совершенно сбивает с толку. Мы не знаем, кто мы (поскольку тела, с которым мы себя отождествляли, больше нет), где мы находимся, зачем мы здесь и куда направляемся. Поскольку мы не готовились к этому путешествию (ведь мы даже не знали, что будем продолжать существовать), мы как сирота, заблудившийся в лесной чаще. И как при «жизни» нас бросали туда-сюда грубые материальные силы, так и после «смерти» нас швыряют туда-сюда тонкие материальные силы.

Если мы привязаны к умирающему человеку, отождествляя личность с принадлежащим ей телом, мы также будем сильно страдать. Думая о том, что любимый нами человек скоро прекратит своё существование, мы исполнены отчаяния. Сильные мужчины, сдержанные женщины, друзья, родственники — все мы безудержно рыдаем над кроватями умирающих близких. Однажды я читал о молодой матери, рыдавшей горькими, исполненными гнева слезами о «смерти» своего пятнадцатилетнего сына. Она сокрушалась: «Едва начавшись, его жизнь сразу же оборвалась!» Поскольку она думала, что существование её сына началось в момент рождения и закончилось вместе со смертью, она испытывала сильное чувство гнева по поводу того, что его жизнь «оборвалась». Она не знала, что существование личности, временно исполнявшей роль её сына, не началось в момент рождения и неокончилось в момент смерти. На самом деле, не жизнь её «сына» «оборвалась», а прекратилось исполнение данным «я» роли её сына. Жизнь — «я» — не имеет ни начала, ни конца. «Я», жизненная частица, существует всегда — как же может «оборваться» её существование? Невежество заставляет нас очень сильно страдать, хотя для этого нет никаких причин.

Со смертью связано столько страданий; но не смерть является их истинной причиной. В действительности, причина страдания — невежество, ошибочное отождествление себя с телом.

Велико страдание, причиняемое невежеством, но так же велика и радость, естественным образом возникающая, когда оковы невежества спадают. Чем тяжелее ноша, тем сильнее чувство облегчения, когда эта ноша снята. Избавление сердца от страха и боли создаёт ощущение подлинной свободы, истинного освобождения. Как нельзя описать страдание, вызванное невежеством, невозможно передать и радость, рождённую мудростью.

Того, кто знает, что на самом деле личность, или «я», — вечная, неуничтожимая частица элемента «жизнь», лишь временно пребывающая в материальном теле, не может одолеть ни собственная «смерть», ни «смерть» близких людей.

 

Оставить комментарий